Многие увлекаются футболом, но увлекаться не значит фанатеть. Собираясь на матч, заядлые болельщики стараются обозначить себя: баннеры, головные уборы, шарфы с эмблемой любимого клуба – всё это составляет своеобразную фанатскую моду. Истинные поклонники футбола видят в шарфе не только красивый аксессуар, но и объект для коллекционирования.
«Розетка» или «роза» — так окрестили фанаты свои футбольные шарфы. Европейские болельщики называют розетками нагрудные ленточки, оформленные в цветах клуба. На постсоветском пространстве розочками принято называть шарфы.
Какими бывают футбольные шарфы
Стандартный размер шарфа следующий: длина около 130 см., ширина – 17 см. Ширина может быть шире, если в дизайне используется три-четыре цвета вместо двух. Длина тоже может увеличиваться или уменьшаться. По желанию изделия украшают кисточками. Шарфы могут быть из разных материалов: из акриловой пряжи, жаккарда, искусственного шёлка.
Бывают мини-шарфы, которые используются, как сувениры.
Почему шарфы стали популярными в фанатской среде?
- Человеком одновременно движут два, на первый взгляд, противоположных желания: выделиться из толпы и стать частью сообщества. Яркий фанатский шарф на плечах у гуляющего по городу после матча человека привлекает внимание. В то же время это указание на его причастность к группе единомышленников.
- Первоначально шарфы было легко изготовить, при этом допускалось некое «фантазирование», видоизменение внешнего вида. Производство шарфа было доступно по затратам.
- Шарфы быстро стали предметом коллекционирования. Их легче достать, чем майки игроков, автографы или мячи.
Традиция украшать себя в цветах клуба зародилась в Англии в 70-х. На острове чаще всего ветреная и холодная погода, а, значит, фанаты были вынуждены утепляться. Куртки тёмных цветов, шапки, натянутые до бровей – именно так выглядели болельщики всех команд. Хотелось отличаться от поклонников других клубов, а шарфы – это дополнительное утепление, к тому же удобный и яркий атрибут.
Сегодня любой человек, даже не разбирающийся в футболе, может купить шарф любимого спортивного сообщества, например, на pr-tex.ru. Однако раньше футбольные мячи были предметом дефицита. В советское время, в конце 70-х годов, пальма первенства по производству фанатских шарфиков была у бабушек. Рукодельницы вязали своим увлечённым внукам красно-белые длинные аксессуары. Красно-белый – цвет Спартака. Именно болельщики этого клуба стали первопроходцами фанатской моды. Постепенно начали появляться фабричные изделия, но выполненные подпольно. Такие производства, естественно, привлекли внимание соответствующих органов, поэтому через несколько лет было прикрыто. Шарфы той эпохи – безусловная ценность для тех, кто разбирается в фанатском движении.
Были попытки привозить произведённые ограниченным тиражом розетки из-за рубежа, из самого сердца футбола – Англии. Дорогие, но качественные английские шарфы стали подделывать в Турции. Это было в 1990-е, и вскоре турецкий товар заполонил рынки Москвы и Петербурга. В то время фанатский шарф перестал был чем-то эксклюзивным и дефицитным.
Футбольные шарфики – это аксессуар не для ежедневной носки. Коллекцию шарфов можно спрятать в шкаф и доставать только время от времени. Но истинный фанат, у которого много шарфов, о которых есть, что рассказать, не станет их прятать. Для их демонстрации сооружают целые конструкции, которые подвешивают на стены.
Футбол – игра, которая собирает тысячи зрителей на стадионах и миллионы – у телеэкранов. Но не бывает побед без поддержки поклонников. С вувузелами, плакатами и шарфиками, высоко подняв руки и распевая клубные гимны, фанаты делают настроение и дают заряд энергии игрокам.